Сезонная распродажа велосипедов! Скидки до 30%!

Статьи

Правильный масштаб - Commencal Meta AM 3


 
Впервые я увидел прототип нового Meta Am прошлым летом в Андорре, когда нас с Мишей любезно пригласили на экскурсию в штаб-квартиру Commencal. Мне показали раму небесно-голубого цвета, без графики и заднего амортизатора – и уже тогда мне очень понравился ее внешний вид. Точнее всего о новом Meta AM отозвался мой приятель – «он выглядит быстрым даже когда стоит на месте». И это, пожалуй, действительно лучше всего характеризует байк, который вручили нам для длительного теста.

Итак, в нашем распоряжении Commencal Meta AM3 2012. Цифра «3» в названии подразумевает, что это младшая модель в линейке – но, посмотрев на ценник, вы вряд ли назовете ее «бюджетной». Да и навеска, в принципе, у нее довольно серьезная – вилка и амортизатор от Fox Shox, тормоза Formula, задний переключатель SRAM X7, обода Mavic и т.д. В общем, перед нами классическая «рабочая лошадка» — потенциал у байка очень приличный, но при этом без переплаты за всякие модные штуковины типа навески X.0 и карбоновых компонентов по кругу.



Более подробный осмотр стоит начать, конечно же, с рамы. Meta AM имеет классические олл-маунтин характеристики, если слово “классика» вообще применимо к велосипедам, параметры которых более-менее устоялись в лучшем случае пару лет назад.  Рама построена вокруг однорычажной подвески с линками и плавающим задним амортизатором, не имеющим жесткого крепления к переднему треугольнику. Ход подвески Meta AM – 150мм (6 дюймов), угол рулевой – 67 градусов, длина перьев 430мм, длина верхней трубы в ростовке М (именно такой байк у нас) – 595мм. Рулевой стакан – конический, с полуинтегрированными чашками рулевой колонки. Из интересных технических решений стоит отметить внутреннюю проводку тросиков и гидролиний, причем в раме есть дырки и для регулируемого подседельного штыря,



а также крепления тормозов стандарта Postmount 180.



Это все очень хорошо, но вряд ли кто-то будет выбирать новый байк исключительно по буковкам и циферкам. Для тех, кто любит красивые велосипеды, подчеркну главное – Meta AM внешне выглядит как копия нового Commencal Supreme DH v3, выполненная в меньшем масштабе, и это очень круто. Байк подчеркнуто быстр и стремителен и это действительно отличный комплимент дизайнерам – именно такого впечатления не хватает очень многим велосипедам. Есть хорошие новости и для тех, кто планирует использовать Meta для мини-даунхилла – на борту присутствуют ушки ISCG 05, а сзади ось 142х12мм, придающая раме дополнительную жесткость, так что проблем с тем, чтобы быстро поездить с горы, точно не будет. 


Посмотрим, что у нас с кокпитом.



Руль и вынос – Commencal, т.е. ноу-нэйм с логотипами компании. Брендовые железки тут смотрелись бы выигрышнее, но, во-первых, надо сразу сказать, что руль на удивление широкий – 740мм, вынос не особо длинный (60мм), а, во-вторых, на все эти железки нанесены гордые надписи «Commencal Supervelos» что вообще круто – кто же откажется от гордой надписи «Supervelos» на своем велосипеде? Сразу понятно, что велик правильный )) Это же в полной мере касается и седла с подседельным штырём.


В случае с внутренней проводкой гидролиний и тросов меня всегда интересовал вопрос «а что, если…?». Трос, положим, поменять не сложно, а вот как при необходимости снять задний тормоз? Оказывается в случае с Meta очень даже легко – гидролиния рядом с ручкой выполнена отщелкивающейся! Видите вот это пластиковое кольцо?



Снимаем его, сдвигаем металлическое кольцо вверх, и вуаля!



При этом ручка в этот момент фиксируется, и нажать ее нельзя – воздух в систему не попадёт. Таким образом, проблема не то, чтобы исчезает (для замены тормоза его все равно придется прокачивать, если, конечно, нет запасного тормоза с такой же штуковиной на нём), но, во всяком случае, становится менее нервирующей. Ну и отлично – благо с эстетической точки зрения тросики внутри это очень даже хорошо. Отметим также манетки SRAM X5 (2x10),



и перейдем к остальной навеске. 

За передачу усилий от ноги к колесу отвечают шатуны Sram S1000. Они же Sram X5. Шатуны как шатуны – недорогие, стандарта 2х10. Однако не всё так просто. Первоначально я планировал оставить спереди одну звезду (изначально установлены звезды 39/25), установив успокоитель. Проблема в том, что у двойников от SRAM четырехлапка не очень стандартная – ее BCD равняется 120ти. В принципе у нас, конечно, можно найти звезды и под неё, но я-то хотел воспользоваться той звездой, которая уже была у меня! При этом на новые системы под две звезды даже нельзя поставить внешний рокринг – у них просто нет подштамповок для крепления на наружных частях лапок! В общем, всё это вместе является приличным минусом – пока езжу с двумя звездами и присматриваю успокоитель с бэшгардом, иначе большая звезда точно не жилец. Ну и каретка pressfit 24 это, видимо, такой бонус – поставить туда стандартную систему можно, благо каретка под 24ю ось, но что мешало сделать обычный кареточный узел под еврорезьбу, и чем то, что там сейчас, лучше, я так и не понял.

Задняя часть велосипеда – это переключатель Sram X7 на 10 скоростей, работающий с кассетой Sram PC-1030 (11-36t)



и всякие приятные мелочи, типа оси Maxle 142x12 и фирменной защиты цепи от Commencal. Защиту, впрочем, наклеивать на перо должен владелец (она состоит из двух частей – нижней подложки, которая и наклеивается на перо, и верхней мягкой части на липучке) и я с этим справился не очень хорошо.



Но тут претензий никаких – это не вина Commencal, а мои кривые руки. Хотелось бы, конечно, чтобы защита была полной – нижняя часть пера остается открытой превратностям судьбы, которые выражаются в закоцах от цепи. Благо ее всё равно не видно, если не переворачивать велосипед.

Вилка и задний амортизатор Fox Float RL уже прекрасно знакомы широкой велообщественности.



На байке установлены вилка и амортизатор младшей серии Evolution, и стоит отметить, что вилка работает заметно лучше, чем предыдущие Float, которые и без того отличались отличной работой. Улучшилась работа на совсем мелких неровностях – традиционном биче воздушных вилок. При этом если в прошлом году на 32ю серию были жалобы по поводу недостаточного количества масла в новых вилках, то теперь всё отлично. Плюшевость вилки отмечали все, кто ездил на байке, и, что немаловажно, при желании ее легко можно настроить так, чтобы работа была достаточно прогрессивной и упругой – это важно, когда нужно много вкручивать.

А вот колеса у Мета, пожалуй, самое слабое звено. Если к ободам Mavic 319 и покрышкам Schwalbe Nobby Nic и Rocket Ron претензий нет никаких,



то втулки могут похвастаться разве что всё той же надписью «Supervelos». В остальном это дешевые тайваньские ноу-нэйм втулки, и после грязевой покатушки звуки, раздающиеся из них, навевают на мысли о никакой защите от грязи и предстоящей переборке. Впрочем, крутятся они пока нормально, а при случае их можно будет заменить на что-то более адекватное.


Разумеется, первый вопрос, который мне задают, когда видят байк – «ну и как он едет?». А мне действительно непросто на него ответить – к сожалению, получение байка совпало с моей травмой в Игоре, и долгое время я никак не мог на нем как следует покататься.  Тем не менее, кое-какие первые выводы сделать уже удалось.
Что касается вкручивания – тут всё отлично для байка с таким ходом. Две звезды спереди, растянутая посадка и кассета с 36й большой звездой позволяют заезжать куда угодно и долго крутить даже по плоскости – во всяком случае попробовав проехать 40 километровый кантрийный круг на даче, который я обычно езжу на кантрийном хардтейле, я не почувствовал какой-то намного более заметной усталости, хотя, конечно, на Мета темп был несколько ниже.  Да, периодически приходилось блокировать подвеску, но велосипед едет вполне адекватно, что радует. Единственный замеченный минус – вкручивание на маленькой звезде спереди. Основной шарнир у Мета достаточно высоко, так что вращение педалей на маленькой звезде подвеску разжимает.



В этом нет ничего плохого, когда едешь в горку, но при постоянном чередовании коротких медленных спусков с резкими подъемами я не переключался на большую звезду, благо передаточного отношения кассеты вполне хватало. В таких условиях при срабатывании подвески (например на перегибах) ощущается тот самый удар по ногам – подвеска пытается сжаться и весьма навязчиво сообщает об этом райдеру с помощью цепи. При переключении на большую свезду спереди проблема исчезает. В общем, если вы вдруг соберетесь оставить на системе только одну звезду, имейте в виду, что она должна быть как минимум на 36 зубов. 

А вот когда нужно ехать вниз, всё становится еще интереснее. У байка чувствуется потенциал – причем очень приличный. Особенно если чуть распустить подвеску. По ощущениям AM3 может стать отличным байком для мини-даунхилла – разумеется после доработок. Главной проблемой является даже не система с двумя звездами, а длинный вынос. Это первое, что нужно будет заменить в любом случае – карабкаться вверх байк будет хуже, зато вниз можно будет ехать намного увереннее. А поскольку я больше люблю ездить именно вниз, вынос и станет первой заменой.



 В остальном – никаких нареканий. Подвеска работает более прогрессивно, чем на моем Norco Empire 5, но она именно работает – если первые АМ-байки часто страдали чрезмерно зажатой подвеской, то тут всё очень даже ничего. Во всяком случае, она знает, что такое «мелочь» и довольно неплохо обрабатывает её, при этом не пробиваясь от сильных ударов. Мисхор на скорость на Мета я бы поехать не решился (хотя Valilenk, думаю, запросто отважился бы на это), а вот трассы мини-даунхилла вполне подходящая среда обитания для байка. Разумеется, полностью свой потенциал Meta AM должна раскрыть именно в горах, на трассах Super D — и мы это обязательно проверим. Пока же будем продолжать наблюдения – велосипед  у Commencal на мой взгляд вышел очень достойным!

 

 

Автор: Kubas

http://twentysix.ru/blog/stuff/105733.html